О выставке бедной замолвите слово… или зачем нужны фотовыставки в век интернета?

В нашем мире стало заметно меньше бумаги. И с каждым днём её количество уменьшается. Безбумажные технологии, над которыми еще совсем недавно смеялись, поскольку они только увеличивали количество бумаги, начинают приносить результат. Массовое сознание привыкает к электронным газетам, журналам и книгам. Планшеты, смартфоны и прочие читалки есть почти у каждого современного человека.
Не обошли эти явления и фотографию. Еще всего несколько лет назад посещение минилаба и фраза «Напечатайте все хорошие» были стандартным завершением каждого значимого события нашей жизни – от вечеринки до отпуска. Теперь же посещение студии фотопечати – это событие, которое происходит (если вообще происходит) от силы несколько раз в год и связано обычно с участием в фотовыставке. И возникает вполне резонный вопрос: а нужны ли они теперь, эти фотовыставки??? Что можно там увидеть такого, чего нельзя найти в интернете? Ведь вроде выложил фотку в инет – и вот они, просмотры, попёрли… Пусть поначалу немного, но потом-то, особенно если вдруг в ПОП ПОПадешь, так сразу просмотров тысячи, сотни тысяч, миллионы… Разве может такая массовость сравниться с каким-то выставочным залом?
И вот представим, что такой новоявленный популярный фотограф, окрыленный миллионным успехом, узнает о том, что на какую-то там выставку мало того, что конкурсный отбор пройти нужно, так еще и за участие заплатить! Не ему, как он уже привык, великому и ужасному раскрученному и успешному, заплатят, а он сам заплатит. И за что? За то, чтобы его работы увидело еще несколько сотен человек? Стоит ли такая овчинка выделки??? А если вспомнить при этом о затратах на печать и оформление, то последние сомнения отпадают, как пожелтевшая листва с деревьев осенним ветреным днем. Internet forever! Only Internet!
Да и не очень пока еще популярный фотограф, глядя на такого вот ПОПулярного, тоже подумает: «А на фига козе баян? Лучше стремиться к популярности в интернете, чем связываться с такой вот затратной и занудной выставочной заморокой…»
И всё оно, на первый взгляд, вроде бы именно так … но лишь на первый.
Прежде всего, давайте вспомним: а с помощью чего мы смотрим фотографии в интернете? Подумали? Вспомнили? Ах, да, конечно, на мониторе! А сколько стоит ваш монитор? А какая в нем стоит матрица – IPS, PVA или TN? А какой у неё цветовой охват и динамический диапазон? А вы знаете, что для того, чтобы увидеть на мониторе графическое изображение более или менее внятно, нужно иметь монитор с ценой от 15 тысяч рублей минимум? А, по-хорошему, лучше поднять эту планку до 35 тысяч. И разрешение должно быть не менее чем Full HD, и размер не меньше 22’’, и соотношение сторон 16:9 или 16:10. И обязательно сделать калибровку! Ах, у вас ноутбук… сочувствую.
Но, даже если вы разоритесь на приличный монитор, можно ли при этом утверждать, что вы на нем увидите картинку в том виде, каком она предстает на бумаге, или уж тем более такой, какой она была в реальности? Это вряд ли… Ведь все предметы в нашем мире по отношению к свету делятся на два типа: те, которые его излучают, и те, которые отражают. Давайте вспомним: что у нас излучает свет? Солнце, лампочка, костер… и монитор. Вот, пожалуй, и всё, что сходу приходит на ум. Зато предметов, отражающих и поглощающих свет, вокруг пруд пруди. Проверить, к какому типу принадлежит тот или иной предмет, просто: достаточно занести его в темную комнату. Светящийся предмет в темноте виден, а отражающий – нет, потому что отражать ему в этом случае нечего. Являясь источником света, монитор тем самым придает рассматриваемой на нем фотографии дополнительное НЕЕСТЕСТВЕННОЕ свечение. В этом смысле бумага ближе к реальности, поскольку она, как и большинство предметов в этом мире, свет отражает. И это первая причина, по которой не стоит бездумно заменять бумагу монитором при просмотре фотографий.
Вторая причина тоже связана с монитором, вернее с его размером.
Общеизвестно, что размер имеет значение. Понятное дело, что если вы никогда не печатали фотографии размером больше чем 10х15 см, то монитор вашего ноутбука до сих пор потрясает вас своими огромными размерами. Но если вы пробовали напечатать свою фотографию хотя бы форматом 20х30 см, то понимаете, о чем я говорю. Особенность человеческого зрения в том, что мы маленькие изображения воспринимаем с трудом. Нам приходится заставлять себя абстрагироваться от восприятия носителя изображения как предмета и погрузиться в созерцание самой картинки. А вот когда мы подходим к большому полотну, то наше зрение ощущает себя более естественно, не охватывает его целиком, а сразу начинает воспринимать по частям, как это происходит в реальном мире. Именно поэтому для профессионалов в фотографии стандартом стал монитор размером 27’’. И именно поэтому фотографию хочется напечатать как можно большего размера. Особенно сильно этот эффект размера заметен при просмотре панорам. Возможно, вы обращали внимание, что длинные панорамы при размещении в интернете не пользуются популярностью, поскольку их очень неудобно рассматривать на мониторах. А вот напечатанные, с размером от одного метра по длинной стороне, они вызывают совсем другие, намного более приятные ощущения у зрителя.

Еще один (третий) существенный момент разницы между изображением на мониторе и на бумаге – размер пикселя (мельчайшего элемента растрового изображения) и разрешение (количество этих пикселей на единицу площади).
Возьмем типичный приличный монитор с размером 23’’ и разрешением Full HD 1920х1080. Такой монитор имеет размер квадратного пикселя 0,2652 мм, что соответствует разрешению 96 пикс/дюйм. Если же с таким разрешением напечатать любую полиграфическую продукцию, то качество оттиска будет настолько отвратительным, что не понравится даже самому невзыскательному зрителю. С таким разрешением можно печатать только огромные плакаты, которые рассматриваются с расстояния не менее нескольких метров. Если же требуется получить достойное качество печати оттиска, то разрешение должно быть не менее 240, а лучше 300 пикс/дюйм. Именно за счет более мелкой точки мы на бумаге получаем значительно бóльшую детализацию снимка. И опять же поэтому для работы с графикой профессионалы предпочитают мониторы с более мелким пикселем. Например, профессиональные мониторы 27’’, имеющие пиксельный размер 2560х1440 и размер пикселя 0,23 мм, что обеспечивает 110 пикс/дюйм. Это ненамного, но все же больше чем 96. И именно для качественной печати необходимо столько мегапикселей в ваших камерах, поскольку для просмотра на современном среднем мониторе вполне хватило бы всего 2-3мп (1920х1080=2 073 600).
Исходя из всего сказанного, можно сделать однозначный вывод: напечатанная размером 45х30 см фотография будет смотреться намного лучше, интересней и с большей детализацией, чем это же изображение на аналогичном по размеру мониторе. А если размер оттиска сделать еще больше, да к тому же оформить в рамку с паспарту, то эффект получится совсем несопоставимый.
Теперь, обсудив техническую сторону дела, давайте обратимся к психологии и социологии.
И первый момент здесь – это историческая память, дань традициям. Сегодня далеко не все ещё привыкли к этим новоявленным гаджетам. Осталось ещё довольно много людей, которые не променяют старую добрую книгу или фотоальбом ни на какую электронную игрушку. Нельзя просто взять и исключить этих людей из общества и лишить их возможности любоваться вашим замечательным фототворчеством только на том основании, что они не знают (и знать не хотят), где находится та дверь, через которую входят в Интернет.
Следующий момент связан с общением.
На первый взгляд, с этим-то в интернете всё хорошо и порой даже слишком. Но, с другой стороны, какое же это общение, когда ты только читаешь чей-то текст и пишешь свой? Вспомните, какой шок вы испытываете, когда встречаете offline человека, с которым знакомы долго, но только online? Он, оказывается, совсем не такой, как вы себе напридумывали на основании чтения его писанины! И немудрено, ведь человек на 70-80% собирает свое представление о собеседнике из невербальных источников, а при отсутствии таковых, хочешь не хочешь, заполняет пустое место своими буйными фантазиями, весьма далекими от реальности.
А комментарии под вашими фотографиями на фоторесурсах интернета? Все эти дежурные восклицательные знаки, «прекрасно», «чудесно», и особенно «душевно» — они вас реально радуют? Вы им верите? Действительно ли автор такого комментария разглядывал и анализировал ваш снимок, или он мельком глянул на него и наследил лишь в надежде на ваше алаверды?
А зачем люди в наше время ходят в кино, в театр, и особенно на стадион? Ведь в телевизоре все лучше видно и даже вставать с дивана не надо! А вот для того и ходят, чтобы попасть на волну общей эмоции, почувствовать себя частичкой целого, общего. В интернете такого не ощутишь, как ни старайся. Поэтому и общение в интернете, на мой взгляд, является суррогатным и не сближает людей, а в большей степени способствует их разделению, атомизации.
А фотовыставка – это живое событие реального, а не виртуального мира. И поэтому так же, как поход в театр или на стадион, способствует развитию настоящего, невербального общения в кругу друзей. На выставке можно вживую пообщаться с коллегами-фотолюбителями, поймать популярного автора за пуговицу и даже обсудить с ним его работы, а потом ненавязчиво подтащить его и к своим скромным творениям. И при этом он не отделается от вас забором из восклицательных знаков и не сможет соврать дежурный комплимент, потому что по лицу-то всё видно…
Может быть, ради такого вот настоящего живого счастья профессионального общения и стоит во все это ввязаться и даже заплатить? Ну, или хотя бы посетить. Не говоря уж о технической стороне дела…
PS. НП «Арт-Петербург» является организатором фотовыставок и известно своей уже ставшей традиционной выставкой «Городской пейзаж», которая проводится ежегодно с 2007 года. Наша цель – популяризация традиционной фотографии на бумаге. Организуя выставку, мы предоставляем фотолюбителям возможность демонстрировать свои фотографии в лучших галереях города при минимальных собственных затратах.
Конкурс на участие в выставке проводится в клубах социальных сетей.
http://vk.com/artpeterburg
http://fb.com/groups/speterburg/
Выставка «Город — среда обитания 2016» пройдёт с 16 июля по 20 августа по адресу Литейный, 55 в «Галерее книги и графики».

Добавить комментарий