Выставка «Городской пейзаж»

Лето в Санкт-Петербурге это не просто лето. Лето в Санкт-Петербурге – это время проведения традиционной ежегодной фотовыставки «Городской пейзаж». В последние 5 лет наша выставка проходила в рамках темы «Город — среда обитания» и за годы своего существования стала по-настоящему массовой, если не сказать народной. В в последней выставке участвовало 225 работ более чем сотни авторов. Посетило выставку несколько тысяч человек. А тема этой выставки «Город — среда обитания» стала настоящим брендом, даже более известным в широких кругах фотолюбителей, чем традиционное название «Городской пейзаж».

В этом году мы соберем любителей photo city уже в одиннадцатый раз. Оставив общую нацеленность выставки на городской пейзаж, на город именно как среду обитания, основной акцент в этом году организаторы выставки делают на «авторский взгляд». И тут требуются некоторые пояснения, поскольку значимость этого расхожего штампа именно для фотографии многие не до конца понимают.
Основное противоречие фотографии заключается в том, что она в своей технической ипостаси, была задумана как средство документирования и поэтому в этом смысле не нуждается в человеке. В отличие от «настоящего» искусства, где автор, например, художник, свое произведение творит самостоятельно от начала и до конца, фотография может быть сделана вообще без присутствия человека-фотографа. Например, снимок обратной стороны Луны был впервые сделан именно так — со спутника на котором не было ни одного человека. Мало того, в научной, криминалистической, да и зачастую в репортажной деятельности, где требуется точное соблюдение стандартных процедур, это самое присутствие человека может быть фактором создающим дополнительные проблемы.

Не раз было замечено, что разные репортеры, посланные на съемки одного и того же весьма определенного и достаточно короткого в своих пространственно-временных границах события, привозили совершенно несхожие снимки. Несхожесть не была запрограммированной: скорее, наоборот, заказчики информационных репортажей были заинтересованы, чтобы событие, ради которого они посылают на место фотожурналистов, в максимальной степени сохранило свою изначальную подлинность. И все же, при всем стремлении фотографа передать то, что перед ним происходит, без всяких изменений, это оказывается практически невозможно.
Но когда мы говорим о художественной фотографии, то ситуация меняется на прямо противоположную. Здесь значение уникальной индивидуальности возрастает неимоверно — теперь уже автор должен показать, что в его руках фотокамера является инструментом создания уникального авторского произведения искусства, не похожего ничем на те миллионы снимков, которые были сделаны его коллегами. А та самая пресловутая документальность становится уже не достоинством, а недостатком и зачастую в стремлении к индивидуальности фотографы идут в противоположенную техническому прогрессу сторону – возвращаются к пленке, мыльным объективам и тд и тп. Тем не менее, некоторым современным мастерам фотографического искусства это удаётся — их стиль столь ярок и неповторим, что мы узнаем их работы издалека, не читая подписей под снимками.

Проиллюстрируем это простым примером из истории фотографии, а именно широко известным снимком Г. Петрусова «Подписание Акта о капитуляции Германии», который был сделан в мае 1945 года. В кадре видны его коллеги репортеры которые решали задачу совершенно одинаково: подойдя как можно ближе к Кейтелю, подписывающему от имени Германии акт, они «ловили» нужное мгновение. «Не могу не похвастать, — писал позже Петрусов. — Больших усилий стоило мне оторваться от съемок крупным планом — маршала Жукова, Кейтеля и других, уступить с трудом вырванное место у самого стола, уйти в сторону, взобраться на стол и сделать этот снимок, дающий общую картину подписания. Я вознагражден — такого второго снимка нет».
И именно такие авторские, стильные и узнаваемые работы разных авторов нам хотелось бы видеть на нашей выставке. Но конечно в рамках темы городского пейзажа и города как среды обитания.
Ну и конечно же к нам на выставку попадут работы далеко не всех желающих, но только самые лучшие и самые талантливые. И отбираются эти самые лучшие через конкурс со строгими судьями. В этом году к отбору привлечены (в качестве редколлегии) победители прошлогоднего народного голосования, а также именитые фотографы. А это говорит о том, что новая выставка будет еще интереснее, еще массовее, чем предыдущая. Предварительный отбор идет уже несколько месяцев, но основная фаза конкурса начинается в феврале и продлится до конца марта.

Всю история выставок клуба «Арт-Петербург» вы найдёте на сайте нашего клуба artpeterburg.com
Основная группа клуба, в которой проводится конкурс, находится в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/artpeterburg
Также работает клуб в Фейсбуке http://www.facebook.com/groups/speterburg/
В то же время и организаторами и некоторыми участниками прошлых выставок высказываются сомнения по поводу того, что с ростом массовости падает художественное и техническое качество представленных работ. Поэтому в этом году мы планируем в рамках предстоящей выставки выделить в отдельную экспозицию особо высокохудожественные и одновременно самые качественно оформленные работы. Также для этой группы работ в дальнейшем возможно проведение отдельной выставки. Понятно, что за счет добровольных пожертвований, которых всегда не хватает, мы не сможем оформить такие работы. Поэтому мы призываем тех авторов, которые, хотят попасть в этот эксклюзивный раздел выставки, вложиться своими финансовыми средствами в оформление своих работ (но только в соответствие с нашими техническими требованиями, которые будут вам дополнительно озвучены).

Comments are closed