Немного о вечном, или Не все кошки серы

Наверное, каждый фотограф знает, что есть целый ряд сюжетов, которые снимать не стоит: кошечки, отражения в луже, свои ноги, селфи в зеркале, со всех сторон замкнутый стенами питерского двора кусочек неба, солнце на ладони и т.д., и т.п. Перечень довольно длинный, и многое из него прекрасно вписывается в рамки темы нашей выставки «Город – среда обитания». Некоторые ее посетители и участники даже в сердцах поговаривают о том, что пора уже запретить некоторые из этих сюжетов правилами конкурса. Но это, наверное, слишком радикальная мера, противоречащая духу нашего сообщества. К тому же, она чревата закрытием выставки.
Повторяемость сюжетов – явление в искусстве далеко не новое. Мы знаем о картах-схемах В.Я.Проппа, который свел все разнообразие народных сказок к нескольким алгоритмам; о «вечных» («бродячих») сюжетах в литературе, связанных с такими сверхтипами, как Одиссей или Дон Жуан. А сколько кинофильмов представляют собой, в сущности, одну и ту же историю Золушки? А живопись? Она тесно связана с литературой и мифологией, поэтому музеи просто переполнены картинами на одни и те же библейские, античные и исторические сюжеты. Кроме того, в живописи возникают и собственные устойчивые сюжеты. Забьем, к примеру, в поисковик картинок фразу «женщина у окна читает» – и получим огромное количество старинных и современных картин на этот сюжет.
Фотография тут ничем не отличается от других искусств. Ну, разве что тем, что фотографируют сейчас все и всё, отчего создается впечатление, что ничего нового найти уже просто невозможно. Так что, если запретить все избитые темы, на выставке останется три фотографии, сюжеты которых будут растиражированы в следующем году.
Сама я, например, очень люблю фотографировать манекены, витрины и отражения и посвятила им целую выставку. Но при этом прекрасно отдаю себе отчет в том, что тема эта далеко не новая.
Давний кадр классика американской фотографии Эллиотта Эрвитта, одновременно ироничный и философский, – это, на мой взгляд, один из шедевров мировой фотографии. В нем идеально выстроена картина взаимодействия манекена и человека, которые смотрят друг другу в глаза с любопытством и каким-то невысказанным вопросом. Кажется, что манекен окликнул женщину… или она почувствовала на себе этот пристальный взгляд.
sd1.jpg
Известный всем классический снимок Анри Картье-Брессона, большую часть которого занимает лужа, основан на перекличке изображения на афише и фигуры прыгающего человека. Согласитесь, что он много потерял бы, лишившись отражения, потому что в активный диалог с афишей вступает именно оно.
sddd.jpg
В Литве, еще советской, очень неожиданно снимал манекены и перевернутые отражения в лужах, к сожалению, не очень известный нам каунасский фотограф Ромас Юшкелис. Неживые объекты на его фотографиях кажутся мыслящими и движущимися.
sd2.jpg
А его перевернутые лужи вызывали и, несмотря на огромное количество поздних повторений сюжета, до сих пор вызывают какой-то сдвиг в сознании.
sd3.jpg
Современный нью-йоркский фотограф Гийом Годэ, также снимая отражения в лужах, создает иллюзию проникновения в неизведанные глубины, как, например, на этом снимке – «Утонувшие стулья».
sd4.png
Неожиданны и остры отражения в работах финского фотогафа Ханнеса Хейкуры. Человек на фотографии, приведенной ниже, дробится, теряет свою целостность в мире, и для зрителя открывается какая-то другая реальность.
sd5.jpg
Кажется, что можно еще придумать, как снимать на эту тему после таких выдающихся работ? Но если фотографа по-настоящему тревожит, притягивает какай-то сюжет, отказываться от него не стоит.
На выставке «Город – среда обитания 2015» была представлена удивительная и, на мой взгляд, недооцененная фотография Ольги Завидоновой «dsc_Реальности. Тюмень», где две маленьких человеческих фигурки, движущихся в разном направлении (мотоциклист и прохожий), кажутся потерявшимися перед строем безголовых обнаженных манекенов. Черный треугольник навеса, разделяющий реальный и иллюзорный миры, придает этой фотографии особую жесткость и символический характер.
sd6.jpg
Одним из призеров выставки 2016 года стала работа Аллы Соколовой «Лето – это маленькая жизнь», построенная на взаимодействии отражений и силуэтов. Простая повседневная сцена становится исполненной какого-то особого смысла, она просто завораживает и не отпускает взгляд.
sd7.jpg
Еще один призер – фото Михаила Гута «Утренний танец башенных кранов». В этом снимке важно именно то, как отражение искажает строгую геометрию кранов, заставляя их «плясать».
sd8.jpg
Так что «избитая» тема – не обязательно признак второсортности работы. Эллиотт Эрвитт писал: «Я думаю, что фотография это искусство наблюдательности. Нужно найти что-нибудь интересное в самом обычном месте. Я понял: не важно, что мы видим — важно как мы видим».
Даже кошечку можно снять так, как этого не делал еще никто… ну, почти никто. Не забывая, конечно, об уроках классиков. Ведь Анри Картье-Брессон, Брассай и Эдуард Буба их тоже фотографировали.
sd9.jpg
(Фото А. Картье-Брессона)
sd10.jpg
(Фото Брассая)
sd11.jpg
(Фото Э. Буба)
При этом необходимо отличать разные трактовки сюжета от плагиата и штампа.
Плагиат в фотографии, конечно, понятие относительное (мы имеем в виду не присвоение себе авторства чужой работы, а ее копирование). Полной идентичности тут быть не может, но заимствование идеи или ракурса бывает очевидным, хотя иногда это происходит неосознанно.
Взять, к примеру, классический снимок Бориса Игнатовича «У Эрмитажа», сделанный в 1930 г.
sd12.jpg
Часто он практически повторяется современными фотографами-любителями. Вот, почти наугад, парочка работ, которые выдал поисковик по запросу «нога Атланта».
sd13.jpg
(Фото И. Кузнецовой)
Огромные пальцы атланта на фоне города Huge thumbs of an atlant and city view
(Фото Ю. Батуриной)
Мы даже встретили «ремейк» фотографии Игнатовича на стоке, правда, с вежливым указанием на источник заимствования.
sd16.jpg
Лично мне смысл такого копирования совершенно непонятен.
Иногда, конечно, тождество сюжета и ракурса – результат простого совпадения, клишированности сознания. Помню, как в 1991 году, задолго до Инстаграмма, я сидела на скамейке в Музее Родена в Париже возле знаменитого «Мыслителя». Время от времени к скульптуре по два-три человека подходили туристы. И всякий раз кого-то осеняло, и он садился фотографироваться рядом с «Мыслителем», приняв его позу. Глаза туристов светились счастьем: было видно, что каждый считает себя необыкновенно оригинальным.
Сейчас таких интеллектуальных фотографий мне в Интернете не попалось, зато я увидела, как на смену повальной моде на «прикольные» фотографии с Пизанской башней приходит мода на «прикольные фотографии того, как туристы делают прикольные фотографии с Пизанской башней».
sd17.jpg
В общем, солнце на ладони, отбрасывающее тень сердечком колечко на раскрытой книге, отражение пейзажа в бокале и иже с ними – все это затертые клише, подобные рифме «кровь – любовь». И этого стоит остерегаться. Но «вечный сюжет» – будь то кошка на окошке или мир перевернутых луж – имеет право на существование. В конце концов, все кошки серы только ночью. И то, не считая черной. Свет авторского взгляда может сделать интересным любой сюжет.

Ну и, в заключение, хотелось бы немного помечтать. А что если на следующий год учредить парочку специальных призов, которые будет присуждать профессиональное жюри – люди, в отличие от многих из нас, дорогая публика, хорошо знающие историю фотографии и творчество современных мастеров? Например, приз за самую-самую оригинальную фотографию? Или, наоборот, за самое нестандартное авторское решение «вечного» сюжета?

Автор статьи Инна Шолпо

Добавить комментарий