Радиопередача Евгения Жукова «Разные мысли» про судьбу ИПТ

17 февраля 2017 года участвовал в передаче Евгения Жукова «Разные мысли» про судьбу Санкт-Петербургского Издательско-Полиграфического Техникума.

Кликните на изображение, чтобы перейти к аудиозаписи передачи

Мысли (мои и Арсения) про образование, которые возникли при подготовке к передаче, частично озвученные, а частично нет.
1. Конкретная ситуация в любом учебном заведении определяется не только результатом деятельности конкретных людей, но общемировым трендом на деградацию образования. Она происходит везде (кроме Китая) и объясняется отсутствием конкуренции между мировыми державами в однополярном мире. После развала СССР и практически полной победы капитализма как экономической модели, острая необходимость в развитии своего населения, его соцобеспечении, образовании и медицинском обслуживании отпала. Некому и незачем теперь демонстрировать свои успехи в этих областях. А, следовательно, все эти отрасли существуют по инерции и постепенно деградируют.
2. Издательское дело находится в глубочайшем кризисе. Это обусловлено снижением интереса народа к чтению, заменой бумажных книг на электронные, снижением требований к качеству публикуемого текста и автоматизаций издательских процессов. В результате в Петербурге количество издательств сокращается, тиражи книг падают и количество рабочих мест в этой отрасли также уменьшается.
3. Стремление большинства современных молодых людей не к достижению целей и даже не к зарабатыванию денег, а к спокойствиию и комфорту — устроиться в тёплом офисе, пусть за небольшие деньги, но без напряга.
4. Существенные гендерные различия современной молодёжи. Всё меньше инициативных мальчиков и всё больше девочек.
5. Тем не менее, в результате воздействия всех этих противоречий, конкретно в нашем техникуме складывается интересная ситуация – на бюджетные места по специальности «издательское дело» конкурс в нашем техникуме доходит 4 человек на место. В то же время, на специальность «полиграфическое производство», после освоения которой, можно зарабатывать существенно больше, конкурса нет вообще и качество образования поступающих ребят существенно ниже.
Сама ситуация в техникуме складывается весьма специфически. Поскольку техникум небольшой (460 студентов), то стоимость образования одного студента существенно выше средней по городу. В силу этого, а также в силу некоторых кадровых и организационных причин, наш учредитель (КНВШ) задумался над тем как эту стоимость снизить. Это вполне укладывается в решение нового министра образования Ольги Васильевой о сокращении государственного финансирования образования на 20%. Что также понятно – кризис на дворе. Представитель КНВШ Степанова Анна Олеговна открытым текстом на собрании педагогического коллектива говорит о том, что специальность «издательское дело» никак не является приоритетной для нашего города и сохранение её возможно только в составе большой образовательной структуры. Но, судя по предпринимаемым шагам, приоритетной задачей является именно сокращение расходов, а, следовательно, слить техникум с колледжем или вообще закрыть – нет никакой разницы.
А без бюджетной поддержки существование СПб ИПТ совершенно не реально.

Из этого проистекает и моё отношение к протестам студентов против слияния. Любой обнаруженный недостаток в учебном процессе (а недостатки неизбежны, поскольку не ошибается только тот, кто ничего не делает) приводит при этом к жалобам в прокуратуру. Но прокуратура присылает проверку, основная цель которой, в лучшем случае, наложить штраф. Но это приводит к дальнейшему удорожанию стоимости обучения студента и к укреплению владельцев во мнении, что это безобразие надо прекратить как можно быстрее, причём любым способом. Способ закрытия техникума при этом может рассматриваться даже как приоритетный. А здание может использоваться владельцем и по другому назначению, тем более, что по современным требованиям, которые придумали не в КНВШ, оно не подходит для организации процесса обучения. К тому же у общественности складывается также не очень позитивное мнение о нашем техникуме – раз в нём так много недостатков, то за что мы боремся, за сохранение недостатков? Ведь известно, что гильотина – лучшее средство от головной боли.
Поэтому акцент протестной деятельности нужно сместить в позитивную сторону.
Не говоря уж о том, что постоянные проверки крайне негативно сказываются на учебном и воспитательном процессе.

Арсений: Очень важно сделать ещё акценты на следующем, дабы не свести тему ни к локальной проблеме ни к слишком размытому разговору об образовании вообще:
1. борьбу за здание подать не как борьбу за историю техникума, но именно как борьбу за уникальную типографию, оборудованную всем необходимым, в которой печатались в своё время классические авторы.
2. Объяснить, что техникумы — это не путяги, как многие их считают, но издательский техникум даёт такое глубокое и вдумчивое погружение в процесс издания, какого нет в ВУЗе, опыт необходимый перед получением высшего издательского, без которого будет происходить профанация профессии, сведение издательского дела к поверхностному полиграфическому дизайну. Из этого следует, что данная битва за техникум — это одно из ключевых сражений за культуру печатной книги в будущем, а не частные разборки министерства образования.

Да, конечно, тема очень многогранная и я здесь озвучил только один нюанс, который меня сейчас больше всего беспокоит, поскольку задрали уже проверками.
Боюсь, что 40 минут нам будет крайне мало для того, чтобы обсудить эту проблему во всей её красе.
Есть ещё понимание избыточности высшего образования, в том же издательском деле в том числе. Я сталкиваясь с бывшими студентами нашего техникума, обучающихся далее по этой специальности в ВУЗах неоднократно получал отзывы о том, что ничего нового они там не узнают, только штаны просиживают.
Ну и важен ещё акцент на том, что Санкт-Петербургу нужна своя издательская деятельность и свои специалисты в этом.
Насколько мне известно, сейчас в городе не осталось ни одного муниципального или государственного издательства, только коммерческие. Всё заточено на деньги, а ведь издательская деятельность важна и для развития культуры и государственной идеологии.
Типография наша сейчас, с приходом нового директора, кстати, простаивает, машина киснет, а ей полезно работать, техникум теряет потенциальные доходы, студенты не получают должной практики.

2 комментария:

  1. Техникум конечно же нужно оставить в том виде как есть Его ни нужно не с кем объединять он индивидуален! Тем более объединять с заведением у которого какое то хозяйственное название В данном случае не нужно экономить.

Добавить комментарий